Осечки на дробовых полуавтоматах
За два последние десятилетия самозарядные гладкоствольные ружья распространились в нашей стране очень широко. Это явилось причиной неослабевающего интереса к особенностям их конструкции и эксплуатации. Нельзя сказать, что полуавтоматы уступают по надёжности другим видам дробовиков, но знание материальной части лишним быть не может.
Итак, осечки. Основные их причины:
1. Осадка боевой пружины.
Подобное случается, если ружьё долго хранилось с взведённым курком - пружина от нагрузки уменьшается в длину и теряет упругость. Происходит это не всегда, а лишь когда сталь проволоки неправильно термообработана или пружина работает с перегрузом, непредусмотренным конструкцией. Хотя боевая пружина бывает слаба и изначально, особенно на импорте, поскольку импортные капсюля, для использования которых ружья проектируются и которыми испытываются, существенно чувствительнее нашего "Жевело". Способов "лечения" несколько, в реальности все в разной степени и используются:
- Замена. Самый простой выход - заменить пружину на более длинную "родную", с тем же числом витков.
- Усиление. Если есть возможность - поставить подходящую пружину с бОльшим числом витков, с учётом того, что курок должен не только взводиться с конструктивно необходимым перебегом за боевой взвод (запасом), но и позволять двигаться затвору.
- Установка шайбы. При отсутствии новой пружины, а иногда и при её наличии, скорую помощь окажет установка под боевую пружину шайбы опять же такой толщины, чтобы курок взводился и затвор двигался.
2. Смазка.
Обильная жидкая смазка бойка также ведёт к осечкам. В последнее время в моду вошли всевозможные смазки-аэрозоли от простой ВД-40 до разных тефлонов и силиконов. Бойки на полуавтоматах, как правило очень длинные и тонкие, установлены в затворах с небольшими зазорами, скорости при ударах по капсюлю высокие, поэтому даже при плюсовых температурах потери энергии от гидравлического сопротивления существенные. Для большей наглядности достаточно вспомнить, что при ударах на значительной скорости жидкость ведёт себя практически как твёрдое тело, и что в артиллерии даже очень крупных калибров торможение отката орудийного ствола осуществляется как раз движением стержня через жидкость. Ещё вернее смазка способствует осечкам при морозе, даже небольшом.
3. Пружина бойка.
Пружина бойка нужна для предотвращения инерционного удара бойка по капсюлю при резком спуске затвора, например при досылании в патронник очередного патрона. Боёк в полуавтоматах довольно длинный, обычно в размер всего затвора, соответственно достаточно тяжёлый и подверженный действию силы инерции. Поскольку пружина бойка «съедает» часть энергии боевой пружины курка, для "лечения" осечек в некоторых случаях она может быть ослаблена. Делается это обрубкой 1-2 витков. Чтобы после этого ружьё не превратилось в пулемет, до и после обрубки надо проверить вероятность инерционного накола капсюля бойком. Для этого берётся стреляная гильза, вмятина на капсюле замазывается крошкой пластилина, затвор взводится, гильза помещается в патронник и нажимается кнопка останова, затем затвор опять взводится, извлекая гильзу. След бойка на пластилине говорит о том что пружину бойка трогать не надо.
4. Длина бойка и его выход за зеркало затвора.
Выход бойка различают: принудительный - курком или боевой пружиной и инерционный - при надавливании на боёк сзади. Очень долго было принято считать, что для надёжного разбития капсюля боёк должен принудительно выходить за зеркало затвора не менее 1,5мм. Для каждой модели оружия устанавливалась своя конкретная цифра, в зависимости от конструкции ружья и патрона, обычно по результатам длительных испытаний стрельбой. Однако после широкого появления в стране импортных капсюлей и гильз, значительно уступающих в прочности краснозаводскому Рекорду и муромскому Жевело, было обнаружено, что бойки отечественных ружей, имеющие большой принудительный выход и мощную боевую пружину, попросту пробивают заграничные капсюля насквозь.
Более того, при пробитии капсюля прорвавшиеся пороховые газы выжигают на передней поверхности бойка ямку-кратер с неровными острыми краями, что при дальнейшей стрельбе также способствует пробитию.
Очень часто пробитие выражалось просто в следах копоти в углублении капсюля, однако встречались и случаи разрывов головок прикладов двустволок попадающими внутрь коробки пороховыми газами. Возможность такого разрыва определяется конструкцией узла бойка и давлением в патроннике.
Для устранения пробития сначала на импортных дробовых полуавтоматах, а потом и на некоторых отечественных появились бойки с нулевым принудительным выходом, передний торец которых при поджатии курком остается заподлицо с зеркалом затвора и накалывает капсюль только по инерции, за счёт собственной кинетической энергии (излишки энергии курка гасятся его ударом в заднюю часть затвора).
Представляется наиболее правильным решением для предотвращения как пробитий, так и осечек устанавливать для полуавтомата принудительный выход бойка около 1мм, (скажем 1-1,5мм, с дальнейшей проверкой конкретного ружья стрельбой патронами с разными капсюлями).
5. Смещение центра накола капсюля.
В советские времена для двустволок ГОСТ устанавливал норму – смещение центра не должно превышать 0,5мм. Эту цифру можно принять за норму и сегодня, и для других типов ружей, не только для переломок. На полуавтоматах смещение накола зависит не только от схемы крепления ствола и зазоров затвора в направляющих, но и от конструкции выбрасывающего механизма - иногда при запертом затворе выбрасыватель зубом давит сбоку на ствол и этим немного сдвигает затвор в противоположную сторону (в пределах зазоров по направляющим затвора, конечно). Смещение проверяется спуском курка по вставленной в патронник стреляной гильзе, капсюль которой замазывается крошкой пластилина.
На недорогих турецких полуавтоматах такой дефект часто исправляется "скашиванием" ударного торца бойка в нужную сторону. Естественно, если для этого хватает длины бойка.
6. Торможение затвора при досылании патрона в патронник.
Прежде чем "грешить" на боевую пружину неплохо бы присмотреться. При расположении возвратной пружины затвора в прикладе встречается торможение боковой поверхностью курка при спуске о толкатель затвора, в пазу которого курок и проходит. Возможность этого возрастает, если толкатель не фрезерованный, а собран из штампованных половинок. Ещё одна возможная причина осечек - торможение затвора при досылании патрона в патронник. Это случается при наличии острых кромок патронника, неправильной отладке выбрасывателя или некалиброванном патроне. Даже почти незаметный глазу недоход затвора вперёд ведёт к осечкам - срабатывает предохранитель от выстрела при недокрытом затворе и курок до бойка просто не достаёт. Вспоминаю Браунинг Голд, у которого в результате падения была погнута монтажная трубка приклада, причём видимые наружные следы повреждения отсутствовали, но толкатель возвратной пружины нормально двигать затвор не мог. Был и совсем курьёзный случай с другим Голдом, когда только путём сравнения поршня с аналогичным поршнем другого ружья удалось установить, что причиной недохода затвора и, соответственно, осечек стало скатившееся по поршню назад поршневое кольцо.
7. Неправильная сборка ружья.
Напоследок хочу предупредить о необходимости проверки правильности сборки ружья перед стрельбой. Дважды наблюдал случаи, когда владельцы новеньких Бенелли Рафаэлло и Мр-155 жаловались на «сплошные осечки», которые при проверке стрельбой не подтверждались. Причина была всего лишь в недотянутой гайке магазина – ствол смещался вперед и затвор попросту до него не доставал.
Надо сказать несколько слов и о досылании патрона в патронник.
Прежде всего надо проверить наличие притуплений на казенном обрезе патронника. Очень на многих полуавтоматах лоток при подаче прижимается вверх пружиной, в результате патрон утыкается в эти острые кромки и останавливается. И даже если патрон досылается, с него срезается стружка. Другая сторона медали - эти острые кромки ударами затвора загибаются вовнутрь, клинят раздувающуюся от выстрела юбку гильзы и не дают выбрасывателю извлечь гильзу из патронника.
Затем полезно проверить касается ли выбрасыватель зубом боковой поверхности гильзы при досылании патрона в патронник – такой «боковой прижим» может привести и к отказам в подаче, и к недосылам.
При досылании патрона фланец гильзы проскакивает вверх вдоль по зеркалу затвора, не касаясь при этом зуба выбрасывателя – в отличие от обычно воображаемой картинки перескакивания зуба через фланец. И расстояние от зеркала затвора до зуба должно позволять этот поворот гильзы, и скольжение её дна по зеркалу от линии лотка до оси патронника. Часто на нижний край зуба выбрасывателя наносятся скругления и фаски «пропускающие» фланец. Но чем больше это расстояние до зуба, тем больше требуется выборка под выбрасыватель на фланце ствола и тем большее расстояние успевает пройти затвор до удара зубом выбрасывателя по фланцу гильзы, что усиливает этот удар. Для выбрасывания это полезно, для прочности выбрасывателя вредно.
В.Вальнев, инженер-оружейник.
Еще в этом разделе:
Ремонт предохранительного механизма ружья Иж-27
26.11.2014
Раздел: «Механизмы ружей»
Кинематически предохранитель Иж-27 представляет собой кривошипно-шатунный механизм, кривошипом является серьга, вращающаяся на оси в пазу верхнего хвостовика коробки, шатуном - основание предохранителя.
Читать →
Осечки и борьба с ними
24.11.2014
Раздел: «Механизмы ружей»
Может быть и найдётся охотник, радующийся осечкам как средству сохранения родной природы, но в основном, если эта осечка случилась у соседа.
Читать →